Интернет
-Урок по теме:
Воздействие радиоактивного излучения на живые организмы.
|
1. Актуализация знаний
"Недалеко
то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... такой источник
силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет", - так
думали на заре атомной эры. "Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?" - такой вопрос возник десятилетия спустя.
|
Более
пятидесяти лет назад на Семипалатинском полигоне прошли испытания первого
советского ядерного устройства.
Вспышку ядерного взрыва увидели за многие десятки километров. В г.
Семипалатинске зашатались дома, вылетели стекла. Радиоактивное облако диаметром
в несколько километров поднялось на высоту более 10 км, под воздействием
воздушных потоков вытянулось по горизонтали и начало перемещаться, оставляя на
земле смертоносный след. После выпадения радиоактивной пыли уровни радиации в
населенных пунктах, расположенных на расстоянии до 100 км от центра взрыва,
составляли около 200 рентген в час.
Испытания ядерного оружия под Семипалатинском продолжались многие годы,
облучая население всего региона, калеча детей первого и последующих поколений. А
в это время десятки тысяч людей съезжались в Казахстан со всей страны поднимать
целину и промышленность. Там они и подверглись радиационному воздействию.
Схему Семипалатинского полигона можно посмотреть по этому адресу: http://www.rian.ru/img/75616430_free.html
2. Цель нашей работы - узнать о причинах и последствиях катастроф, связанных с выбросами радиоактивных элементов в результате аварий на АЭС и атомных взрывах.
Задачи, которые нужно решить:
познакомиться с понятиями "доза излучения", "радиочувствительность", "доза облучения", "рентген", "бэр" и т.д.
выяснить: на что и почему в живых организмах влияют частицы высоких энергий.
3. Изучение нового материала:
Перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный материал по теме "Цепная реакция деления ядер
Управляемые цепные реакции деления ядер осуществляются в ядерных реакторах.
Ядерный реактор - устройство, в котором выделяется тепловая энергия в результате управляемой цепной реакции деления ядер.
Наряду c ядерным реактором, работающим на медленных
нейтронах, большой практический интерес представляют реакторы, работающие без
замедлителя на быстрых нейтронах. В таких реакторах ядерным горючим является
обогащенная смесь, содержащая не менее 15 % изотопа урана-238.
Преимущество реакторов на быстрых нейтронах состоит в том, что при их работе
ядра урана-238, поглощая нейтроны, посредством двух последовательных
Коэффициент воспроизводства таких реакторов достигает 1,5,
т. е. на
Первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми. В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова.
Термоядерные реакции. Второй путь освобождения ядерной энергии связан с реакциями синтеза. При слиянии легких ядер и образовании нового ядра должно выделяться большое количество энергии.
Реакции слияния легких ядер носят название
термоядерных реакций, так как они могут протекать только
при очень высоких температурах. Чтобы два ядра вступили в реакцию синтеза, они
должны сблизится на расстояние действия ядерных сил порядка
Энергия, которая выделяется при термоядерных реакциях, в
расчете на один нуклон в несколько раз превышает удельную энергию, выделяющуюся
в цепных реакциях деления ядер. Так, например, в реакции слияния ядер дейтерия и
трития
|
Осуществление управляемых термоядерных реакций даст человечеству новый экологически чистый и практически неисчерпаемый источник энергии. Однако получение сверхвысоких температур и удержание плазмы, нагретой до миллиарда градусов, представляет собой труднейшую научно-техническую задачу на пути осуществления управляемого термоядерного синтеза.
На данном этапе развития науки и техники удалось осуществить только неуправляемую реакцию синтеза в водородной бомбе. Высокая температура, необходимая для ядерного синтеза, достигается здесь с помощью взрыва обычной урановой или плутониевой бомбы.
Термоядерные реакции играют чрезвычайно важную роль в эволюции Вселенной. Энергия излучения Солнца и звезд имеет термоядерное происхождение.
Однако, главная проблема состоит в обеспечении полной радиационной безопасности людей, работающих на атомных электростанциях, и предотвращении случайных выбросов радиоактивных веществ, которые в большом количестве накапливаются в активной зоне реактора. При разработке ядерных реакторов этой проблеме уделяется большое внимание. Тем не менее, после аварий на некоторых АЭС, в частности на АЭС в Пенсильвании (США, 1979 г.) и на Чернобыльской АЭС (1986 г.), проблема безопасности ядерной энергетики встала с особенной остротой. |
Изучение воздействия радиоактивного излучения на живые организмы становится актуальной задачей современной цивилизации. Использование положительных полезных аспектов этого воздействия и возможное своевременное прогнозирование предотвращения.
Внимательно ознакомьтесь с информацией на следующих сайтах:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Доза_излучения
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/iony.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/39946
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B3%D0%B5%D0%BD
http://www.5ballov.ru/referats/preview/77239/1 (Понятие о дозе излучения и единицах ее измерения)
http://school.ort.spb.ru/library/physics/itech/conf/nuclear/shwetz/illness.htm
4. Анализ полученной информации. 1. На складе имеются материалы: алюминий, железо, кремний, графит. Выберите вещество для изготовления регулирующих стержней, управляющих скоростью цепной реакции. Ответ запишите в тетрадь. 2. Есть кирпич, железобетон, дерево, свинец. Выберите вещества для устройства радиационной защиты на АЭС и в медицинских кабинетах, где для лечения больных используют радиоактивные изотопы. Ответ запишите в тетрадь. |
Заполните таблицу
Характеристики основных радиоактивных элементов.
Название элемента Характеристика элемента и меры предосторожности Период полураспада
5. Естественный радиационный фон.
В любом месте на поверхности земли, под землей, в водоемах, в атмосфере и в космическом пространстве существует ионизирующее излучение, или естественный радиационный фон. Среднее значение эквивалентной дозы поглощенного излучения, обусловленной естественным радиационным фоном, составляет 2 мЗв в год.
Наиболее значительный вклад в естественный радиационный фон вносит радиоактивный радон и продукты его распада, попадающие в организм человека при дыхании. Образуясь в почве, инертный газ радон выходит в атмосферу. Его концентрация особо велика в закрытых непроветриваемых помещениях.
Гамма-излучение естественных радиоактивных изотопов земной коры (урана, тория, калия) составляет около 8 % естественного фона. Такой же процент составляет космическое излучение. Кроме внешнего излучения, каждый организм подвергается внутреннему облучению, составляющему 11% естественного радиационного фона. Оно обусловлено естественной радиоактивностью химических элементов, попадающих в организм вместе с пищей, водой и воздухом (углерод, калий, уран, радий, радон).
Дополнительный вклад (около 18 %) в естественной радиационный фон вносят искусственные источники радиации, используемые в развитых странах (ядерные реакторы, ускорители заряженных частиц, рентгеновские установки).
Наличие естественного радиационного фона - необходимое условие эволюции жизни на Земле. Обязательным условием эволюции является изменчивость как следствие мутации генов. Одним из фактором, вызывающих мутации, является естественный фон ионизирующей радиации. В отсутствие естественного радиационного фона, вероятно, не было бы и жизни на Земле.
Значительные эквивалентные дозы поглощенного излучения могут вызвать в живом организме острое поражение, проявляющееся в нарушении функции деления клетки, образовании новых клеток.
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/biolog.html
Домашнее задание. 1. Выполните классификацию радиоактивных излучений по коэффициенту качества и представьте результат в виде диаграммы. 2. Проведите классификацию радиоактивных излучений по характеру их взаимодействия с веществом. Представьте результат в виде наглядной картинки. 3. Используя материал урока составьте рекомендации для населения, в случае объявления радиационной опасности. Домашнее задание необходимо выполнить в электронном виде (по желанию в виде презентации). Готовую работу выслать по адресу kise-nata1@bk.ru или сдать учителю физики на электронном носителе.
|
© Киселева Наталия Юрьевна, 2007
E-mail: kise-nata1@bk.ru