Интернет -Урок по теме:

Воздействие радиоактивного излучения на живые организмы.

 

1. Актуализация знаний

"Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет", - так думали на заре атомной эры.

"Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?" - такой вопрос возник десятилетия спустя.

 

 Более пятидесяти лет назад на Семипалатинском полигоне прошли испытания первого советского ядерного устройства.
    Вспышку ядерного взрыва увидели за многие десятки километров. В г. Семипалатинске зашатались дома, вылетели стекла. Радиоактивное облако диаметром в несколько километров поднялось на высоту более 10 км, под воздействием воздушных потоков вытянулось по горизонтали и начало перемещаться, оставляя на земле смертоносный след. После выпадения радиоактивной пыли уровни радиации в населенных пунктах, расположенных на расстоянии до 100 км от центра взрыва, составляли около 200 рентген в час.
    Испытания ядерного оружия под Семипалатинском продолжались многие годы, облучая население всего региона, калеча детей первого и последующих поколений. А в это время десятки тысяч людей съезжались в Казахстан со всей страны поднимать целину и промышленность. Там они и подверглись радиационному воздействию
.

Схему Семипалатинского полигона можно посмотреть по этому адресу: http://www.rian.ru/img/75616430_free.html

2. Цель нашей работы - узнать о причинах и последствиях катастроф, связанных с выбросами радиоактивных элементов в результате аварий на АЭС и атомных взрывах.

 

Задачи, которые нужно решить:

3. Изучение нового материала:

Перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный материал по теме "Цепная реакция деления ядер

Управляемые цепные реакции деления ядер осуществляются в ядерных реакторах.

Ядерный реактор - устройство, в котором выделяется тепловая энергия в результате управляемой цепной реакции деления ядер.

Наряду c ядерным реактором, работающим на медленных нейтронах, большой практический интерес представляют реакторы, работающие без замедлителя на быстрых нейтронах. В таких реакторах ядерным горючим является обогащенная смесь, содержащая не менее 15 % изотопа урана-238. Преимущество реакторов на быстрых нейтронах состоит в том, что при их работе ядра урана-238, поглощая нейтроны, посредством двух последовательных β-распадов превращаются в ядра плутония, которые затем можно использовать в качестве ядерного топлива:
 

   
 

Коэффициент воспроизводства таких реакторов достигает 1,5, т. е. на 1 кг урана-235 получается до 1,5 кг плутония. В обычных реакторах также образуется плутоний, но в гораздо меньших количествах.

Первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми. В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова.

 Термоядерные реакции. Второй путь освобождения ядерной энергии связан с реакциями синтеза. При слиянии легких ядер и образовании нового ядра должно выделяться большое количество энергии.

Реакции слияния легких ядер носят название термоядерных реакций, так как они могут протекать только при очень высоких температурах. Чтобы два ядра вступили в реакцию синтеза, они должны сблизится на расстояние действия ядерных сил порядка 2·10–15 м, преодолев электрическое отталкивание их положительных зарядов. Для этого средняя кинетическая энергия теплового движения молекул должна превосходить потенциальную энергию кулоновского взаимодействия. Расчет необходимой для этого температуры T приводит к величине порядка 108–109 К. Это чрезвычайно высокая температура. При такой температуре вещество находится в полностью ионизированном состоянии, которое называется плазмой.

Энергия, которая выделяется при термоядерных реакциях, в расчете на один нуклон в несколько раз превышает удельную энергию, выделяющуюся в цепных реакциях деления ядер. Так, например, в реакции слияния ядер дейтерия и трития
 

 
 
выделяется 3,5 МэВ/нуклон. В целом в этой реакции выделяется 17,6 МэВ. Это одна из наиболее перспективных термоядерных реакций. 

Осуществление управляемых термоядерных реакций даст человечеству новый экологически чистый и практически неисчерпаемый источник энергии. Однако получение сверхвысоких температур и удержание плазмы, нагретой до миллиарда градусов, представляет собой труднейшую научно-техническую задачу на пути осуществления управляемого термоядерного синтеза.

На данном этапе развития науки и техники удалось осуществить только неуправляемую реакцию синтеза в водородной бомбе. Высокая температура, необходимая для ядерного синтеза, достигается здесь с помощью взрыва обычной урановой или плутониевой бомбы.

Термоядерные реакции играют чрезвычайно важную роль в эволюции Вселенной. Энергия излучения Солнца и звезд имеет термоядерное происхождение.

 

Однако, главная проблема состоит в обеспечении полной радиационной безопасности людей, работающих на атомных электростанциях, и предотвращении случайных выбросов радиоактивных веществ, которые в большом количестве накапливаются в активной зоне реактора. При разработке ядерных реакторов этой проблеме уделяется большое внимание. Тем не менее, после аварий на некоторых АЭС, в частности на АЭС в Пенсильвании (США, 1979 г.) и на Чернобыльской АЭС (1986 г.), проблема безопасности ядерной энергетики встала с особенной остротой.

Изучение воздействия радиоактивного излучения на живые организмы становится актуальной задачей современной цивилизации. Использование положительных полезных аспектов этого воздействия и возможное своевременное прогнозирование предотвращения.

Внимательно ознакомьтесь с информацией на следующих сайтах:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Доза_излучения

http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/iony.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/39946

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B3%D0%B5%D0%BD

http://www.5ballov.ru/referats/preview/77239/1 (Понятие о дозе излучения и единицах ее измерения)

http://school.ort.spb.ru/library/physics/itech/conf/nuclear/shwetz/illness.htm

4. Анализ полученной информации.

1. На складе имеются материалы: алюминий, железо, кремний, графит. Выберите вещество для изготовления регулирующих стержней, управляющих скоростью цепной реакции. Ответ запишите в тетрадь.

2. Есть кирпич, железобетон, дерево, свинец. Выберите вещества для устройства радиационной защиты на АЭС и в медицинских кабинетах, где для лечения больных используют радиоактивные изотопы. Ответ запишите в тетрадь.

Заполните таблицу

Характеристики основных радиоактивных элементов.

Название элемента Характеристика элемента и меры предосторожности Период полураспада
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

5. Естественный радиационный фон.

В любом месте на поверхности земли, под землей, в водоемах, в атмосфере и в космическом пространстве существует ионизирующее излучение, или естественный радиационный фон. Среднее значение эквивалентной дозы поглощенного излучения, обусловленной естественным радиационным фоном, составляет 2 мЗв в год.

Наиболее значительный вклад в естественный радиационный фон вносит радиоактивный радон и продукты его распада, попадающие в организм человека при дыхании. Образуясь в почве, инертный газ радон выходит в атмосферу. Его концентрация особо велика в закрытых непроветриваемых помещениях.

Гамма-излучение естественных радиоактивных изотопов земной коры (урана, тория, калия) составляет около 8 % естественного фона. Такой же процент составляет космическое излучение. Кроме внешнего излучения, каждый организм подвергается внутреннему облучению, составляющему 11% естественного радиационного фона. Оно обусловлено естественной радиоактивностью химических элементов, попадающих в организм вместе с пищей, водой и воздухом (углерод, калий, уран, радий, радон).

Дополнительный вклад (около 18 %) в естественной радиационный фон вносят искусственные источники радиации, используемые в развитых странах (ядерные реакторы, ускорители заряженных частиц, рентгеновские установки).

Наличие естественного радиационного фона - необходимое условие эволюции жизни на Земле. Обязательным условием эволюции является изменчивость как следствие мутации генов. Одним из фактором, вызывающих мутации, является естественный фон ионизирующей радиации. В отсутствие естественного радиационного фона, вероятно, не было бы и жизни на Земле.

Значительные эквивалентные дозы поглощенного излучения могут вызвать в живом организме острое поражение, проявляющееся в нарушении функции деления клетки, образовании новых клеток. 

http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/biolog.html

Домашнее задание.

1. Выполните классификацию радиоактивных излучений по коэффициенту качества и представьте результат в виде диаграммы.

2. Проведите классификацию радиоактивных излучений по характеру их взаимодействия с веществом. Представьте результат в виде наглядной картинки.

3. Используя материал урока составьте рекомендации для населения, в случае объявления радиационной опасности.

Домашнее задание необходимо выполнить в электронном виде (по желанию в виде презентации). Готовую работу выслать по адресу kise-nata1@bk.ru  или сдать учителю физики на электронном носителе.

 

Вернуться на главную страницу

© Киселева Наталия Юрьевна, 2007

E-mail: kise-nata1@bk.ru

 



Hosted by uCoz